Официальный сайт Молодежного Творческого объединения ЮНПРЕСС и Лиги юных журналистов Российской Федерации
Мультипортал ЮНПРЕСС создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
О портале | О ЮНПРЕСС | YNPRESS | О Лиге юных журналистов РФ | League of young journalists of Russia
:: Скачайте
Download RealPlayer Для просмотра видеопрограмм и прослушивания аудиофайлов портала скачайте эту бесплатную программу.
:: Наш опрос
Чья информация сегодня полезна и актуальна для тебя?
от друзей
от родителей
из ТВ и радио
из интернета
из газет и журналов
я сам(а) информация!
:: Рассылка
Новостная лента ЮНПРЕСС
Подписаться на рассылку:
:: Наши партнеры
Мощные компьютерные технологии Всероссийский детский центр ОРЛЁНОК Джинсовые мальчики -полная история любви и разочарования, создания и разрушения! Международный фестиваль юношеских СМИ 'Волжские встречи' Компания Kodak

Искать кино


:: Рейтингование
Rambler's Top100
Rambler's Top100
ђ ббл«Є  'Ќ®ў®бв­ п «Ґ­в  ћЌЏђ…‘‘' AllBest.Ru
:: Наша кнопка
Мультипортал ЮНПРЕСС - молодежное информационное пространство
Если наш сайт Вам понравился, и вы хотите разместить нашу кнопку у себя на странице, код кнопки выглядит следующим образом:
www.ynpress.ru » Методбиблиотека ЮНПРЕСС » Януш КОРЧАК

Януш КОРЧАК

Глава 1 ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА: ИСТОРИЯ ЗАВОЕВАНИЯ (весь текст...)

Глава 2 ЛИЦЕЙСКИЕ ГАЗЕТЫ: ПЛАНЫ И ВОПЛОЩЕНИЕ (весь текст...)

Глава 3 ГАЗЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАЛОГА СО ВЗРОСЛЫМИ РОДИТЕЛИ: ОЗАДАЧЕННОСТЬ ИЛИ ПАРТНЕРСТВО? (весь текст...)

Примечания автора К ВСТУПЛЕНИЮ, ГЛАВАМ 1,2,3 (весь текст...)

Януш Корчак О ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЕ (весь текст...)

Жак Гонне КАК ИЗДАВАТЬ ГАЗЕТУ: ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ. КАКАЯ ГАЗЕТА? ДЛЯ КОГО? КАК? (весь текст...)

Примечания ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ. СПИСОК ОСНОВНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ЖАКА ГОННЕ(весь текст...)

О ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЕ

Печатается по изданию:
Я.Корчак. Избранные педагогические произведения.
- М.: Просвещение, 1966.

1. В очень многих школах молодежь выпускала свои газеты. Их по-разному называли и по-разному начинали. К сожалению, конец всегда был один: после нескольких номеров газета переставала выходить. Я наблюдал энтузиазм в начале работы и апатию после первых неудач. Жаль мне было напрасно затраченных сил и пыла. Но мне кажется, что и эти неудачные попытки не прошли бесследно: школа приобрела опыт, ведь чему-то они должны были научить? Все же было бы куда лучше, если бы школьная газета могла прижиться. Я твердо верю, что дети и молодежь нуждаются в периодических изданиях, но не только в еженедельниках со сказками и стишками, а в таких изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и молодежи важно, они сами должны сказать в своих газетах. В этой своей брошюре я хочу дать несколько советов и предостережений, которые могут пригодиться тем, кто захочет в будущем выпускать школьные газеты. 2. Класс. Сорок учеников или учениц. Мне кажется, первая ошибка молодых редакторов заключается в том, что они рассчитывают не на всех товарищей, а на определенную немногочисленную группу. Они говорят: "Нас трое, вот мы трое и будем выпускать газету для остальных тридцати семи человек". Они рассчитывают, что постепенно втянутся еще несколько ребят, и будет достаточно. Кого они вовлекают в свой кружок? Тех, у кого есть способности, кто легко пишет. И тех, кто сразу соглашается, суля золотые горы, и у кого сразу же масса идей. Если начинают трое, то из этой тройки, прежде чем придет кто-либо новый, один или двое должны отпасть. Один из троих может заболеть, может уехать, может обидеться, может расхотеть, может чем-то не подойти. Большая ошибка начинать работу с самыми способными и с теми, кто легко соглашается. Часто это наименее устойчивые или наиболее тщеславные ребята, а значит, на них меньше всего можно полагаться. Каждое периодическое издание держится на добросовестных, пунктуальных и аккуратных сотрудниках, а не на гениях. Способный крикун, капризный первый ученик, самоуверенный "поэт" должны приветствоваться в редакции как сотрудники со стороны, а редакционная коллегия должна состоять прежде всего из ребят, которые не хворают, не пропускают уроков, не опаздывают, держат слово и не слишком много о себе мнят.
3. В редакционную коллегию должна входить примерно половина класса. Работу надо распределять так, чтобы никто не мог сослаться на недостаток времени. На каждого должно приходиться столько работы, чтобы он легко мог заменить того, кто капризничает или по какой-либо другой причине не справляется со взятыми на себя обязательствами. Нет ничего хуже, когда многие зависят от одного. Уж такова человеческая натура, что, когда кто-либо знает, что он незаменим, он начинает себе слишком много позволять, а когда знает, что без него могут обойтись, скорее идет на уступки. В большом количестве сотрудников тоже есть своя опасность. Часто сотрудники, если их много, могут стакнуться. Кто-нибудь обидится и уйдет, и не просто уйдет, а будет игнорировать, подговаривать других, стараться вредить. Об этом надо очень и очень помнить. Нельзя говорить: "Не хочешь, ну и не надо. И так немного делаешь, обойдемся и без тебя". Каждый враг опасен. У школьной газеты должен быть десяток друзей, два десятка доброжелателей, а из оставшегося нейтрального десятка газета может позволить себе иметь двоих враждебно настроенных или обиженных. Двоих, но не больше, двоих, но не в начале, а только тогда, когда газета прочно встанет на ноги.
4. У молодежи в ходу такие выражения: "Вечно его надо упрашивать, вечно ему надо кланяться", а затем: "Ну и не надо, обойдемся без одолжений". Я должен предостеречь, что, хотя в личной жизни такая позиция, может быть, и похвальна, в общественной работе это ребячество и глупость. Если ты не можешь приказывать, тебе приходится и просить и кланяться - "одалживаться". И значит, тебе как раз очень "надо". Это не только твое личное дело, а общее; ты морочишь классу голову, будто что-то собираешься сделать, а потом подводишь, оставляя всех в дураках и уж больше всего самого себя. В том, что не удалось, ты винишь других, когда виноват ты сам, потому что оттолкнул их своим грубым поведением, брошенным сгоряча словом, нетерпимостью и отсутствием такта. Люди бывают разные, человека трудно переделать, поэтому здравый рассудок велит брать каждого, какой он есть, а не браковать и не отказываться, чтобы, в конце концов, остаться со своими прихотями и обидами один на один. Мы говорим "организационная работа", а не "игра в организацию". Когда кто-либо организует выпуск газеты, он должен знать, что его ждут трудности и огорчения, что встретятся неудачи, что ему придется иметь дело с неприятными людьми, что он несет ответственность не только за свои, но и за чужие поступки. Тут уж ничего не поделаешь. Кто хочет развлекаться, пускай идет в театр, а не берется за работу, которая требует большого напряжения сил и добросовестности, не обещая взамен ничего, кроме сознания, что приносишь пользу.
5. Какую же пользу приносит школьная газета? Огромную! Газета учит честно выполнять добровольно взятые на себя обязанности, учит работать по плану, опираясь на объединенные усилия самых разных учеников, учит смело высказывать свои убеждения, учит спорить, доказывая, а не ссорясь, вносит гласность туда, где без газеты кружила бы сплетня и клевета, ободряет несмелых, утирает нос зазнавшимся, направляет общественное мнение - является совестью общины. Ты недоволен? Напиши в газету. Ты сердишься? Напиши в газету. Ты обвиняешь меня во лжи или непонимании? Пожалуйста - спор при свидетелях, документ, от которого тебе не отпереться.
Газета сближает, связывает класс или школу воедино, благодаря газете, знакомятся между собой такие ребята, которые до сих пор ничего не знали друг о друге; газета выводит на трибуну тех сосредоточенных, кто умеет высказываться в тиши с пером в руке, но которых перекричат в шумном споре.
6. Как распределить работу? Вот как: в газете должны быть разные отделы, должен помещаться злободневный материал, хроника. У каждого сотрудника и члена редколлегии имеется свой дневник, в который он заносит сведения по своему отделу. Пусть один записывает тех, кто пропустил уроки или опоздал. Второй записывает именины и дни рождения соучеников. Третий собирает сведения о контрольных работах. Четвертый записывает события на большой перемене. Пятый - на остальных переменах. Один сообщает об уроках математики, другой - польского языка и т.д. Кто-нибудь может взять на себя отдел о книжках, кто и какие прочел книги за текущую неделю и кто был в театре. Кто-нибудь может взять отдел о преподавателях. Другой - о порядке в классе. Еще один берет "Драки и ссоры". Или хотя бы только: кто забывает приносить книжки, тетрадки и ручки. Наконец, "Разные сообщения". Если я привел здесь около двадцати отделов, то это не значит, что обязательно должны быть именно эти и что их не может быть ни больше и ни меньше. Я только привел пример, как можно поделить работу так, чтобы даже тот, кто не любит много писать, мог вести какой-нибудь отдел. Наверное, будут возникать и новые отделы, а кое-какие из старых отмирать. Может, кто-нибудь в течение ряда недель станет возвращать свой дневник с примечанием: "Ничего интересного не произошло". И тут обнаружится, кто информирует недобросовестно, не записывая сведений, которые могут представлять известную ценность, и кто, может быть, слишком распространяется о вещах, менее интересных коллективу. На первой странице дневника можно написать обязательство: "Я обязуюсь в течение первого испытательного месяца отдавать каждую субботу мой дневник секретарю, даже если я за эту неделю ничего не записал". Подпись, дата. После первого испытательного месяца можно дать обязательство уже на трехмесячный срок. Можно добавить примечание: "В случае болезни обязуюсь дневник с кем-нибудь переслать".
7. На заседаниях редколлегии рассматривают, как разнообразить сообщения о текущих событиях и как улучшить каждый отдел. Больше всего на заседаниях надо остерегаться одного: бессодержательной критики. Бессодержательная критика - это такая критика, когда указывают, что плохо, а как сделать лучше, не предлагают. Любую, даже самую хорошую газету можно сделать лучше. Однако пословица гласит: "Лучше синица в руке, чем журавль в небе". Сначала люди пользовались лучиной, потом стали пользоваться свечами, потом керосином - газом - электричеством. И не бросали одного, пока не выдумывали чего-нибудь другого. И наша школа недостаточно хороша, и многие люди думают, как бы ее улучшить. Ну, а что было бы, если бы мы закрыли все школы, раз они несовершенные? И преподаватели неидеальные, но пока не найдутся лучшие, должны быть хотя бы такие. Сказать не слишком добросовестному сотруднику: "Чем так делать, лучше совсем ничего не делай" - очень легко, но не очень умно. Сказать: "Этот отдел неинтересный" - легко, но надо сразу найти, чем его заменить, чтобы не образовалось пробела. Если даже весь номер получится плохой, то, может быть, следующий будет удачнее, а может быть, и не следующий, а только тот, который выйдет через три месяца. Не надо сердиться на критику, потому что, во-первых, то, что не нравится одному, может нравиться другому, а во-вторых, критика не отбивает у умных людей желание работать, а, наоборот, побуждает к еще большим усилиям. На заседаниях нельзя поддаваться порыву гнева. Кто-нибудь может выступить нехорошо, злобно; может быть, такой у него характер, уж таким уродился; может быть, сам потом пожалеет, что так сказал. А может быть у него есть свои тайные причины не хотеть, чтобы выпускалась газета, может, это ему невыгодно, и он хочет развалить работу. Не для всех гласность приятна: есть такие, которые хотят орудовать втихомолку, и мы поступим неразумно, если позволим такому победить. Concordia res parvae crescunt, discordia maximae dilabuntur (благодаря согласию, растут дела малые, из-за несогласия идут прахом и великие) - говорит старая латинская пословица. Думать надо, размышлять, подкреплять одни мысли другими и искать путей, как сделать лучше, а не ссориться из-за того, что и у самого человека, и в его работе могут быть недостатки и ошибки.
8. Кроме так называемого текущего материала, газета должна иметь и запасной, "задел". Ценность газеты зависит от богатства редакционного портфеля. И тут молодежь совершает ошибку. Опытный редактор припрятывает часть статей, не дает в одном номере всего, что он считает удачным. Он похож на хорошую хозяйку, заботящуюся, чтобы у нее постоянно были запасы, и на каждый день было бы что-то повкуснее, и на случай, если придут гости. Так вот, молодежь старается, чтобы первые номера были интересные и большие. И добавлю, с выпуском первого номера молодые люди всегда спешат. Раньше я вам говорил: "Смотрите, не ссорьтесь". Теперь говорю: "Не спешите". Да-да, не спешите! Если мы решили, что материалы с сообщениями о текущих событиях займут половину номера, то другую половину можно готовить заранее. Я полагаю, что прежде, чем выпустить первый номер, можно подготовить еще четыре газеты (без материала о текущих событиях). Я знаю, ребята будут проявлять нетерпение, не один скажет: "Болтаете, болтаете, а газеты все нет". Французская пословица гласит: "Хорошо смеется тот, кто смеется последним". Пускай они теперь острят и высмеивают, а мы давайте медленно, но верно делать свое. Может быть, тому-другому и расхочется - не беда: солома недолго горит. А те, кто поумнее, научатся ждать. Я знаю по опыту, что, когда такие нетерпеливые сотрудники что-нибудь написали, да их в ближайшем номере не напечатали, они сразу думают, что их не ценят. Вовсе это не так. Редакция обязана заботиться о разнообразии: длинные статьи должны сменяться короткими, серьезные - шутливыми, трудные - легкими. Допустим, в школе был спектакль или проводилась экскурсия. Об этом написали целых четыре корреспондента. Что лучше: дать все четыре статьи в одном номере или по одной в разных номерах? Если кто-нибудь говорит: "Пока вы этого не поместите, ничего вам нового не напишу", надо ему объяснить, что он неправ. Кто из вас не читал в новогодних проспектах анонсов о разных повестях и статьях, которые часто печатаются только через много месяцев? Все это вещи, которые взрослые понимают, а молодежь школьного возраста должна еще только себе уяснить. Можно даже предупредить, что первый номер не будет выпущен до тех пор, пока те, кто уже сдал по одной статье, не сдадут по второй в задел, в портфель. Можно выработать и еще строже регламент: каждый автор обязан постоянно иметь готовыми по две статьи. Газета - как букет из разных цветов. Насколько он красивее, когда есть из чего выбирать!
9. Должен ли писать сам редактор? Не обязательно. Хорошо, если он умеет написать сам, когда что-нибудь понадобилось, а не удалось вовремя найти исполнителя. Но плохо, если редактор отказывается от чьей-либо помощи потому, что убежден, что сам напишет лучше. Даже плохая статья ценна тем, что может кого-нибудь поощрить начать писать. Будь я редактором школьной газеты и будь у нас в классе кто-нибудь, кто считался бы неспособным, я бы обязательно к нему обратился. А позволь себе кто-нибудь по этому поводу посмеяться и сострить, я ответил бы ему в следующем номере, что он не имел права этого делать и поступил несправедливо и неумно. Может быть, я написал бы даже резче, но тогда не назвал бы его фамилии. Вообще, когда пишешь о ком-нибудь плохо, с фамилиями приходится быть очень осторожным. И такая статья не должна быть анонимной. Под ней обязательно должна стоять подпись. Иногда редакция снабжает такую статью примечанием, что хотя она, редакция, и публикует эту статью во имя свободы слова, но она с ней не согласна, считает ее несправедливой. Редактор должен быть необычайно спокойным, тактичным и осторожным, и руководствоваться правилом: избегай всего, что может обидеть и оттолкнуть, и не пренебрегай ничем, что может помочь завоевать газете друзей. Затрагивая школьные темы, газета должна время от времени коснуться учителей, имеет право высказываться по вопросам режима и порядка. Я не советовал бы с этого начинать, считал бы такое отношение к школьным властям неправильным, унижающим газету. Однако, стремясь к тому, чтобы ее уважали, газета должна справедливо высказываться о том, что может принести пользу и учителям. Тогда она сможет позволить себе и критиковать, и рассчитывать на помощь учителей. Такт и объективность - вот к чему обязан стремиться редактор. Другая, не менее важная задача редактора - это откликнуться на каждую мысль, каждую идею, каждое предложение, разнообразить содержание газеты. Читатель любит, когда в газете повторяются определенные отделы, но он любит также время от времени найти какую-нибудь новинку, приятную неожиданность, что-то, чего раньше не было.
Если газета не иллюстрированная, то один какой-нибудь номер - праздничный или юбилейный - можно снабдить рисунками. Можно поместить какую-нибудь загадку с наградой, юмористический рассказ, план экскурсии, предложения по организации спектакля или еще какого-нибудь увеселительного мероприятия. Так делают и во взрослых газетах. Одна французская газета выставила в окне редакции бутылку, наполненную горохом. "Тот, кто отгадает, сколько в бутылке горошин, получит приз". Бутылка была публично наполнена и опечатана, и в назначенный день, тоже публично, горох пересчитали. Кажется, правильно отгадали два читателя: извозчик и депутат парламента.
10. Очень обогащают портфель редакции конкурсы. Редакция дает определенные темы или объявляет в общих чертах: конкурс на стихотворение, статью на политическую или экономическую тему, юмористический рассказ. Потом ставят на голосование: каждый из читателей говорит, что ему больше всего понравилось. Тот из авторов, кто получил наибольшее количество голосов, получает награду. Я могу здесь дать несколько тем, но предупреждаю, привожу их не как обязательные, а в качестве примера: 1) Случай в трамвае. 2) Как я заблудился (в лесу или в городе). 3) Интересный сон. 4) Что я сделел бы, если бы выиграл миллион марок. 5) С кем я часто встречаюсь по дороге в школу. 6) На что я больше всего сержусь. 7) Пять самых красивых польских мужских и женских имен. 8) Что я сделал бы, если бы мне позволили делать все, что хочется. 9) Программа школьного концерта. 10) Идеальная школа.
Темы четвертая, шестая и седьмая - это, собственно, анкетные вопросы. В Америке анкеты очень распространены. На некоторые вопросы получали тысячи ответов. Ведь действительно интересно, какие больше всего нравятся имена, какие положительные и отрицательные качества считаются самыми серьезными, на что люди сердятся, что считают счастьем, какой автор самый популярный. Перед войной один из журналов провел анкету "Какая из польских повестей вам больше всего нравится?" Оказалось, "Огнем и мечом" Сенкевича. Иногда из таких анкет узнаешь очень интересные вещи, иногда - смешные. Например, в одной школе я спрашивал у ребят, кем они хотят быть. Один хочет быть доктором, другой учителем, третий инженером, а Юзик написал, что он хочет быть волшебником. Все смеялись. И неизвестно, кто это написал, - листочки-то без подписей. Я спросил: "Кто написал? Пусть признается, конечно, если он этого хочет". Поднимается Юзик: "Это я написал". - "В шутку?" - "Вовсе не в шутку. Вы ведь спрашивали: не кто кем будет или может быть, а кто кем хочет быть". Юзику путем голосования присудили награду, и благодаря ему, у нас появилась очень интересная тема для следующей анкеты: "Что я сделал бы, если бы был волшебником?" Как-то на вопрос: "На что я больше всего сержусь?" - один мальчик ответил: "Больше всего я злюсь, когда я говорю правду, а мне не верят. Например, у меня куда-то задевалась шапка. Я ищу. А тут кто-нибудь подходит ко мне и спрашивает, где Кручья улица, я говорю, некогда мне, шапку ищу. А он: "Ты это говоришь, просто потому, что не знаешь". Или когда у тебя просят резинку или еще что-нибудь, и ты отвечаешь, что у тебя нет, а тебе не верят: "Нет, есть, только ты не хочешь дать". Так бы его и убил". Поверите ли, с этого момента я значительно реже говорю кому-нибудь "не верю"; разве уж только, когда я абсолютно убежден, что врет! На вопрос, кого они больше всего не любят, мне однажды ответили: "Когда у кого-нибудь нет самолюбия: ты ему говоришь - уйди, а он еще больше лезет". Все это чрезвычайно интересно.
11. Несколько слов о наградах. Какие должны быть награды? Редакция школьной газеты небогата, поэтому награды не могут быть ценными. Опыт показал, что очень приятная награда - памятная открытка. Выбирается открытка с соответствующей картинкой, та сторона, где адрес, заклеивается чистой бумагой, и пишется примерно такая надпись:

Постановлением конкурсного суда от… (число)… (имя и фамилия) присуждается памятная открытка.
… (дата) … (подпись)
Или:
Постановлением редакционной коллегии… (название газеты)… (имя и фамилия) присуждается памятная открытка
. … (дата) … (подпись)
Можно также написать, за что присуждается открытка. А значит: "За участие в конкурсе", "В память годичной (полугодичной) совместной работы", "В юбилей десятой (двадцатой) статьи". Можно для поощрения указать в проспекте, что за двадцать - двадцать пять статей будет выдаваться юбилейная открытка. Присуждая открытки, надо соблюдать меру. Если мы будем слишком щедры, открытки потеряют всякую цену или может случиться так, что ребята за любой пустяк станут требовать награду и без открытки пальцем пошевелить не захотят. Надо разъяснить, что открытка - не награда, а память. Кто газету не любит, не ценит - к чему ему о ней помнить? А кто хочет помнить, тому и одной открытки хватит. И надо быть очень осторожным, чтобы избежать упрека, что редактор и небольшой кружок его друзей заботятся больше о себе. Лучше заранее предупредить, что например, редактор получает открытку за год работы, член редколлегии и постоянный сотрудник за каждые десять или двадцать номеров. Надо все заранее подсчитать, чтобы каждый получал открытку не чаще двух, трех раз в год, если, конечно, он добросовестно выполняет свои обязанности, активно содействуя успеху газеты. Я хочу еще добавить, что открытка может служить для газеты рекламой; значит, надо стараться, чтобы как можно больше людей имело открытки. Там, где возникают сомнения, кому присудить открытку, первенство должен иметь тот, кто еще ее ни разу не получал. А можно сделать и так: те, у кого еще нет памятной открытки, тянут каждые три месяца жребий. И этот вопрос требует большого такта и осмотрительности.
12. Школьная газета выходит в одном экземпляре. Переписывает ее начисто секретарь. Прежде чем говорить о секретаре, я хочу обратить ваше внимание на одно важное обстоятельство. Есть ребята, которые легко пишут. Они любят и хотят писать. Одни из них пишут "из головы", другие переписывают. А есть такие ребята, которые не любят писать. Точно так, как одни любят играть, другие - рисовать, третьи - учить наизусть стихи, или решать задачи, или шить, петь, помогать по хозяйству, няньчиться с маленькими детьми, читать книжки, ухаживать за цветами. И это большое счастье, что не все любят делать одно и то же, и большое несчастье, потому что современная школа еще не может учесть всех склонностей и способностей человека. Как быть? Люди думали, думали и ничего не надумали. И до сих пор в школе пользуются уважением ребята, которые легко и охотно пишут "из головы". И выходит, что каждый, кто не умеет или не любит сочинять, дурак. А тот, кто умеет писать много и складно, задирает нос. Это большая ошибка и большая несправедливость по отношению к тем, часто умным и полезным, людям, которым не повезло с сочинительством так, как другим не повезло с музыкой, гимнастикой или с шахматами и с декламацией. Повторяю: хорошо, что не у всех у нас одинаковые глаза, волосы, мысли, чувства. Как часто дружат веселый и грустный, брюнет и блондин, врач и учитель! Правда, каждый человек умеет написать письмо, описать какое-нибудь событие, и если он даже не любит писать, школа хорошо делала, что его заставляла. Ведь каждый должен и обязан делать то, что он не любит и что даже и не умеет иногда очень уж хорошо делать, если это нужно, если это приносит пользу людям. Все это я сказал для того, чтобы вам не показалось странным, что я не считаю хорошо, интересно и остроумно пишущего мальчика более стоящим, чем тех, кто пишет красивым почерком.
13. В средние века, когда не знали еще печати, переписчики пользовались не меньшим уважением, чем ученые и поэты. Отношение между письмом и печатью такое же, как между портретом, написанным художником и фотографией, ручной вышивкой и машинной, пением и звучанием граммофонной пластинки. Хороший почерк - это тоже талант, и, добавлю, талант, который не часто встретишь.
Школьная газета, как я говорил, не может держаться на одних особо одаренных сотрудниках, поэтому пусть редакционный комитет не очень уж беспокоится, если у секретаря не будет исключительных каллиграфических способностей. И опять повторяю: тот, кто пишет всех красивее, пусть возьмет на себя переписку юбилейного, праздничного или иллюстрированного номера. А на постоянную работу в качестве секретаря и его заместителя надо пригласить самых добросовестных, честных и аккуратных ребят в классе. Кто из вас видел, как бережно обращаются с ротационной машиной, на которой печатают газеты, тот поймет, каким уважением должен пользоваться секретарь школьной газеты. Он не машина, которой все равно, что на ней ни печатай, а ведь он из недели в неделю переписывает все, вплоть до запятых, - и то, что менее интересно, и то, что совсем неинтересно, что читатели прочтут, лишь бы отделаться. Имей машина душу, он походил бы на машину. О работе секретаря забывают, а ведь это не только работа руки, которая пишет, но и глаз, которые смотрят; это постоянная напряженная работа мысли - как бы получше закончить строку; внимания - как бы не вышло ошибки; тут буквы, чтобы поместились, написаны потеснее, там - в заголовке - покрупнее; а переносы, а забота о том, как кончить страницу? Обращайте внимание на эстетическую сторону газеты, но дайте секретарю время набраться опыта, не требуйте, чтобы у него совсем не было ошибок - иногда помарка, иногда пропуск, даже целая пропущенная страница. Это не только может, но и должно случиться, и особенно вначале. Будьте ему благодарны, будьте снисходительны и помните - не перегружайте работой. Секретарь имеет право не принять статью, написанную неразборчиво, в кляксах и почеркушках, автор обязан думать о секретаре. 14. Насколько мне не изменяет память, большинство школьных газет переставало выходить потому, что никто не хотел переписывать. Нужно помнить об этом. Секретарь должен иметь заместителя и помощь со стороны. Длинные статьи могут переписывать в заранее подготовляемые номера сами авторы, может быть, это научит их писать короче. Секретарю нужно хорошо рассчитать время и определить величину газеты: целая ли тетрадка раз в неделю или на один номер - половинка. Это важно. Менее опытные горячие секретари часто берут на себя обязательства, с которыми не могут справиться. Надо с часами в руке подсчитать, сколько уйдет времени на переписывание одной страницы, сколько часов займет переписывание всего номера и сколько времени может уделять ежедневно газете секретарь. Бывали случаи, когда каждый номер переписывал кто-нибудь другой. Тут есть свои хорошие стороны, но в начале работы это опасно. Если кто-нибудь из вас остановится на этом способе, - хорошо, но тогда должен быть один ответственный секретарь. И обязательно надо отделить редакцию от администрации газеты. У редактора не будет хватать времени, и то или другое он запустит. А помните, провал газеты всегда начинается с того, что номера не выходят во время и газета запаздывает - сначала на день, потом на несколько дней, на неделю, а под конец и вовсе перестает выходить. Газета, как и человек, может умереть внезапно или скончаться после длительной болезни. Я знаю случай, когда родители, видя, что старательный секретарь забросил свои школьные занятия, запретили ему переписывать газету. Это редакции надо учесть. Вот потому-то я и говорю, что не надо торопиться с выпуском первого, хотя бы даже уже подготовленного номера, пока не будет учтено все до последних мелочей.
15. Это еще не конец. Газета должна располагать средствами. Дневники для постоянных сотрудников, тетрадки (самое меньшее пять штук) для газеты; конечно, перья для секретаря, может быть, несколько памятных открыток. Я советую собирать необходимые средства путем добровольных взносов. Надо заранее составить бюджет газеты, выдавать расписки в получении взносов и заранее предупредить, что все это начинание может потерпеть крах. Каждый должен знать, что он идет на риск, тут уж ничего не поделаешь, обижаться не приходится. Взрослые люди знают, что всякий расчет может подвести, что в каждом начинании есть некоторая опасность и что только неопытные возмущаются, когда теряют. Только бы не было легкомыслия, обмана, нечестности со стороны тех, кто заведует общественной копейкой. Надо заранее избрать кассира и, чтобы не возникло споров, комиссию из трех человек, уполномоченных производить закупки. Устанавливается единый тип памятных открыток (например, цветы) и тогда отпадут жалобы, что "ему дали красивую открытку, а у меня хуже"). Даже несмотря на крайнюю осторожность, всегда найдутся недовольные и интриганы. Но не следует легкомысленно давать им в руки оружие. Если они выступят против вас, всем станет ясно, что они ждут, к чему бы придраться или что у них несносный характер и они никогда и ничем не бывают довольны. Вот аргумент, которым я постоянно пользуюсь в разговоре с подобными людьми: "Тебе не нравится? Верно! И мне не нравится, потому что могло бы быть и лучше. Но я не вижу, как это сделать; если ты что-нибудь предложишь, я буду тебе искренне признателен".
16. Особо коснусь вопроса помощи взрослых при редактировании газеты. Такая помощь желательна, но не обязательна. Самое уместное было бы попросить учителя просмотреть уже переписанный номер и в конце номера под рубрикой "Опечатки" исправить грамматические и стилистические ошибки. Газета тогда сохранит свежий и оригинальный стиль языка школьников. Нет ничего невероятного, если в будущем молодежь создаст свой собственный язык, как мы это видим у народа и в научном и в артистическом мире. Молодежный газетный язык может быть даже ярче, свежее, красивее газетного языка взрослых. В словарном составе школьного языка имеются свои обороты и меткие словечки. Приведу только один пример: "задавала". А сколько можно было бы привести еще таких примеров! Как часто подражание стилю взрослых в школьных сочинениях производит неприятное и смешное впечатление! Пресса может себя от этого избавить.
Учительница может писать передовые. Может иногда дать в качестве классного сочинения какую-нибудь конкурсную тему. Все это обогатит портфель редакции. Тему, конечно, дает редколлегия. Надо быть очень осторожным, чтобы не попасть в полную зависимость от взрослых. У взрослых есть тот большой недостаток, что они не признают сотрудничества с молодежью на основе равноправия и, даже когда, явно, казалось бы, высказываются за полную свободу, втайне ждут послушания. Говоря так, я думаю о взрослых вообще, а не о редких исключениях.
17. Кому должны принадлежать старые, уже прочитанные газеты? И это следует оговорить заранее. Газеты могут оставаться в школе как архив, откуда станут черпать опыт следующие поколения школьников; а можно их и разыгрывать между подписчиками. Нужно также оговорить еще два вопроса: о выдаче газет на дом и о переписывании из них некоторых отрывков на память. А как быть с имуществом газеты в случае ее закрытия? Передать ли его школе, разыграть ли в классе или только в редакционном комитете или отдать самому достойному, которого определит голосование?
18. Я предлагаю провести два заседания. Повестка дня первого заседания может быть такая: 1) Цель заседания (основание школьной газеты). 2) Избрание председателя собрания. Председатель записывает фамилии тех, кто желает выступить, и предоставляет им по очереди слово. (N.B.) Если кого-нибудь выбирают председателем, то скромничать и отказываться неумно. 3) Чтение текста данной брошюры. 4) Дискуссия на тему, издавать ли газету вообще, как часто, допускать ли помощь учителей и чью именно. 5) Запись тех, кто хотел бы участвовать.
Второе заседание. В нем принимают участие только записавшиеся.
Повестка дня:
1) Выборы председателя и секретаря собрания. (Секретарь должен написать коротенький отчет об уже состоявшихся собраниях для первого номера газеты).
2) Распределение обязанностей. а) обсуждение и закрепление за работниками разных отделов; б) утверждение тем и сроков подачи работ для первых четырех номеров газеты; в) выборы редактора газеты и двух секретарей.
3) Финансовые вопросы: а) установление единовременного взноса в фонд основного капитала;
б) установление постоянных ежемесячных взносов; в) выбор казначея.
19. После двух заседаний выпускается проспект газеты. В проспекте указывается, как будет издаваться газета, каким располагает капиталом, кто принимает участие в ее создании. Проспект оканчивается призывом ко всем тем, кто, возможно, по неверию в свои силы или по врожденной осторожности еще стоит в стороне. Редколлегия горячо просит их принять участие, хотя и с некоторым запозданием, в работе газеты.
Порядок дня третьего заседания:
1) Чтение протоколов двух первых заседаний.
2) Отчет кассира по приходу и расходу.
3) Отчет редактора об имеющихся в портфеле редакции материалах.
4) Новая запись в редакционный комитет, окончательное распределение обязанностей и принятие обязательств на первый испытательный месяц.
Пятым пунктом может быть совместный поход в Лазенки или в Уяздовские Аллеи.
Я не советовал бы заранее устанавливать время выхода первого номера. Если чего-нибудь не хватает, лучше немножко отложить, даже если из-за этого устареет информационный материал. Так же мы поступаем, если на заседании возникло какое-нибудь недоразумение и наметился раскол или оказалось, что многие возражают или относятся пассивно. Лучше устроить еще одно собрание, даже если найдется кто-нибудь, кто станет говорить: "Эх, заседаем-заседаем, а толку чуть".
20. Возможно, не один из вас удивится, когда я в конце своей брошюры дам такой последний совет:
После того, как вы прочли все, что здесь написано, вы можете сказать:
- А мы и слушать-то не хотим, что он там плетет. Этот старый ворчун думает, что у ребят, да и вообще у молодежи, нет никакой напористости и мы ничего не умеем делать. А вот давайте сделаем, как нам нравится: живо начнем, с огоньком! Чего нам бояться? Должно получиться! Смелым бог помогает - audaces Deus juvat!Б.

Просьба автора. Горячо прошу молодежь, выпускающую школьные газеты, прислать свои замечания об этой брошюре в адрес издательства на имя автора.

[назад]

© ЮНПРЕСС 2001-2014
Разработка: ЮНПРЕСС
Главный консультант: Александр Школьник
Техническая поддержка: Михаил Пьяных
Дизайн и веб-мастеринг: Наталья Жукова
Использование материалов портала разрешается с активной ссылкой на Мультипортал ЮНПРЕСС
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № 77-4390 от 19.02.2001 г. Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.
Нарушение законодательства РФ о СМИ влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ
The present Certificate is given according to the Law of the Russian Federation from December, 27, 1991 аbout mass media.
Infringement of the legislation of the Russian Federation about mass media attracts criminal, administrative, disciplinary or other responsibility according to the legislation of the Russian Federation.