Официальный сайт Молодежного Творческого объединения ЮНПРЕСС и Лиги юных журналистов Российской Федерации
Мультипортал ЮНПРЕСС создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
О портале | О ЮНПРЕСС | YNPRESS | О Лиге юных журналистов РФ | League of young journalists of Russia
:: Скачайте
Download RealPlayer Для просмотра видеопрограмм и прослушивания аудиофайлов портала скачайте эту бесплатную программу.
:: Наш опрос
Чья информация сегодня полезна и актуальна для тебя?
от друзей
от родителей
из ТВ и радио
из интернета
из газет и журналов
я сам(а) информация!
:: Рассылка
Новостная лента ЮНПРЕСС
Подписаться на рассылку:
:: Наши партнеры
Мощные компьютерные технологии Всероссийский детский центр ОРЛЁНОК Джинсовые мальчики -полная история любви и разочарования, создания и разрушения! Международный фестиваль юношеских СМИ 'Волжские встречи' Компания Kodak

Искать кино


:: Рейтингование
Rambler's Top100
Rambler's Top100
ђ ббл«Є  'Ќ®ў®бв­ п «Ґ­в  ћЌЏђ…‘‘' AllBest.Ru
:: Наша кнопка
Мультипортал ЮНПРЕСС - молодежное информационное пространство
Если наш сайт Вам понравился, и вы хотите разместить нашу кнопку у себя на странице, код кнопки выглядит следующим образом:
www.ynpress.ru » Методбиблиотека ЮНПРЕСС »
Глава 1 ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА: ИСТОРИЯ ЗАВОЕВАНИЯ (весь текст...)

Глава 2 ЛИЦЕЙСКИЕ ГАЗЕТЫ: ПЛАНЫ И ВОПЛОЩЕНИЕ (весь текст...)

Глава 3 ГАЗЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАЛОГА СО ВЗРОСЛЫМИ РОДИТЕЛИ: ОЗАДАЧЕННОСТЬ ИЛИ ПАРТНЕРСТВО? (весь текст...)

Примечания автора К ВСТУПЛЕНИЮ, ГЛАВАМ 1,2,3 (весь текст...)

Януш Корчак О ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЕ (весь текст...)

Жак Гонне КАК ИЗДАВАТЬ ГАЗЕТУ: ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ. КАКАЯ ГАЗЕТА? ДЛЯ КОГО? КАК? (весь текст...)

Примечания ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ. СПИСОК ОСНОВНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ЖАКА ГОННЕ(весь текст...)

Жак ГОННЕ. КАК ИЗДАВАТЬ ГАЗЕТУ: ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ КАКАЯ ГАЗЕТА? ДЛЯ КОГО? КАК?

Чем лучше все будет организовано, тем успешнее осуществится эта "авантюра". Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего нужна крепкая команда.

КОМАНДА

Она может состоять:
- из всех учеников одного класса и учителя;
- из нескольких учеников одного класса или разных классов, горящих желанием выпускать газету.
Очень важный параметр - численность команды: группа из 5-6 человек может вполне осуществить все операции - вплоть до продажи газеты.
Если команда большая, то с самого начала необходимо распределить функции и определить специализацию каждого члена группы в зависимости от наклонностей и компетенции (редактирование, иллюстрирование, верстка, внешние связи и др.). Каждую функцию выполняют как минимум два человека, чтобы исключить риск возможных неполадок. Наконец, не следует пренебрегать координацией деятельности, постоянно помня о равной степени важности всех функций: ибо только тогда можно будет успешно достичь финального этапа - распространения газеты.
Помимо постоянного состава, в подготовке и выпуске могут принимать участие и другие люди - как из самого учебного заведения, так и извне (корреспондентская сеть) - те, кто способен поставлять информацию, присылать иллюстрации, статьи, позволяющие организовать различные рубрики, например, "Спектакли", "Письма читателей" и т.п.
ЗА КАКУЮ ГАЗЕТУ?

Какую газету вы собираетесь выпускать? До начала издания необходимо хорошо обдумать и придти к общему мнению относительно проекта. Определить содержание, дух газеты, ее форму - все это необходимые действия. Для этого необходимо ответить самим себе на такие вопросы: - кто потенциальный читатель?
- какого характера информацию он ищет в газете?
- с какой частотой будет выходить газета (еженедельно, раз в месяц, раз в квартал)?
- каков предполагаемый формат и объем газет?
Большинство школьных газет содержит как творческие работы (рассказы, сказки, стихи, рисунки…), так и тексты информационного содержания (о школе, о районе, о досуге…). Названия газет отражают ту общую тональность, которую пытаются задать авторы ("Красный кораблик", "У чащи меся", "Ключ", "Лупа", "Спичка", "Ласточкин щебет"…).
Обычно газета выходит в течение лишь одного учебного года, поскольку редакционные группы меняются, а учителя не всегда имеют возможность помочь. Но какое это имеет значение? В некоторых школах газета стала традицией, и новые ученики постоянно пополняют редакцию. Чаще газета становится незаменимым средством для организации информационных потоков внутри школы, обучает проводить журналистские расследования, организовывать встречи с разными людьми (многие газеты печатают интервью с директором школы, руководителем хозяйственной части, учителями, поварами из школьной столовой…).
Иногда на страницах издания разворачиваются бурные дебаты, происходит столкновения идей, и газета становится настоящим форумом, местом, где высказываются аргументы "за" и "против" по какой-нибудь актуальной теме или даже по философской проблеме (например, по вопросам религии, экологии, свободы и др.).
Написать статью на актуальную тему, поставить свою подпись, зная, что газету прочтет множество людей - все это ведет к понятию "ответственность". Напечатанное остается, и юный "журналист", публикующийся в школьной газете, должен все время быть бдительным, как и его "собрат", журналист профессиональный, чтобы не провоцировать, не позорить, не клеветать, не оскорблять… Ведь если дело доходит до крайностей, то как одному, так и другому могут быть предъявлены судебные обвинения.
Если дело поставлено хорошо, то публика с удовольствием будет покупать каждый новый номер; следовательно, надо думать об этой публике и печатать то, что ей интересно. Надо также думать о курьезных случаях, о разного рода расследованиях (например, расспросить торговцев - они наверняка расскажут немало интересного) и стараться всевозможными путями установить самые тесные связи с читателями и со всеми теми, кто способен поддерживать жизнь газеты…

ФИНАНСИРОВАНИЕ

Всегда очень трудно найти деньги для выпуска первого номера газеты! В 1907 году "большие" из школы доктора Декроли решили организовать специальную лотерею, чтобы собрать необходимый фонд для выхода их первого еженедельника. Этот прием всегда действует безотказно…
Если проект хорошо представлен, то можно смело стучаться во многие двери, например, пойти в мэрию, культурные ассоциации, к коммерсантам вашего города, которые, может быть, пожелают разместить рекламу на страницах вашего издания (например, в Германии реклама в школьных газетах играет столь же важную роль, как и во взрослой прессе). На уровне коллежа действует проект ПАЕ, который может облегчить финансирование издания (обратитесь с этим вопросом к администрации коллежа). Начальную помощь можно также получить из таких организаций, как например, клубы ЮНЕСКО или социально-образовательные центры. Кроме того, интерес к такому проекту могут проявить и разного рода родительские организации. В конце концов, газету продают и родителям!

ВЫПУСК ГАЗЕТЫ

Выпуск газеты, каким бы способом ее ни печатали - самый главный момент всего процесса. Возможен любой формат: от стенной газеты до карманных изданий, однако, наиболее распространен формат 21 х 29.7 см.
Но помните: чтобы газета легко читалась, необходимо тщательно продумать макет, т.е. форму подачи статей и фотографий, их взаимное расположение на странице. Среди различных видов печати можно встретить довольно совершенные, например, офсет (многие мэрии, имеющие офсетную технику, соглашаются помочь отпечатать школьную газету…). Но есть варианты и поскромнее, например, классические чернильные копировальные машины (типа Гештетнер). Настоящий печатный станок (типографский способ) с подвижными свинцовыми литерами дает почти магическое ощущение радости, когда печать осуществляется самостоятельно. Типографские станки "типа Френе", выпускаемые Кооперативом светского образования в Кане, были задуманы именно для этой цели. Освоение техники типографской печати занимает довольно много времени, но так же, как и в случае большой прессы, наблюдается тенденция к исчезновению этой техники. Остается лишь частный опыт небольшого числа энтузиастов. Они будут утверждать, что нет ничего лучше типографского способа, что это - настоящее искусство, и будут абсолютно правы!
Если в вашем распоряжении нет вообще никакой печатной техники, то выходом из положения может стать ксерокопирование, в последнее время все более и более доступное. Но на каком бы способе вы ни остановились, вам необходимо тщательно продумать смету расходов и рассчитать себестоимость продукции.
Следует также упомянуть и о специальных издательских компьютерных программах (для редактирования и верстки). В последние годы появились программные продукты, предназначенные для развития школьной прессы, в частности, в Квебеке, Канада. Во Франции программный пакет под названием "Седик-Натан" уже обрел около 1500 пользователей; он состоит из четырех "мастерских", предназначенных для издания газеты: "статьи", "рисунки", "монтаж", "шрифты". Мастерская "монтаж", например, позволяет выстроить макет газеты, исходя из заданного набора статей. Каждая статья может быть размещена в нескольких колонках, распределенных между страницами газеты.
Более подробную информацию можно получить по адресу:

6-10 Bd Jourdan, 75014 Paris.

ТИРАЖ

Количество экземпляров будет зависеть от потенциального круга читателей, а также от усилий по рекламированию газеты (появление нескольких анонсов за несколько дней до выхода). При подсчете объема тиража не забудьте, что:
- какое-то количество номеров вам придется подарить и распространить бесплатно;
- необходимо отправить 4 экземпляра в Национальную библиотеку по адресу: 2 rue Vivienne 75084 Paris Cedex 02, а также 2 экземпляра - в региональную библиотеку (для этого надо связаться с муниципальной библиотекой);
- 4 экземпляра следует отправить в префектуру или супрефектуру, а если таковых нет, то в мэрию;
- кроме того, 2 экземпляра направляются в Прокуратуру Республики либо в суд малой инстанции, либо, если такового нет, в мэрию;
- несколько экземпляров каждого номера полезно оставить для архива; в дальнейшем это позволит проследить эволюцию газеты, ее историю.

ПРОДАЖА

И вот газета "вышла". А была ли точно определена цена для продажи? Будут ли покрыты расходы на издание? Но устанавливая цену, не переборщите: цена для продажи должна соответствовать финансовым возможностям читателей; если она будет чересчур велика, вы рискуете оттолкнуть покупателей. Обычная цена одного экземпляра - от 5 до 10 франков. Неплохая вещь - подписка на вашу газету; но прежде, чем организовать ее, надо быть уверенным в том, что вы сможете строго выдержать ритм и должное качество издания. В этом случае необходимо строгое, хорошо организованное административное управление и бухгалтерский учет.

ГАЗЕТА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Нельзя сказать, что заполнение разного рода бланков и формуляров приносит кому-нибудь удовольствие. Велением судеб каждый год появляются сотни газет без официальной регистрации и без обязательной рассылки в библиотеки, префектуру и прокуратуру - конечно же, игнорируя все то или даже, может быть, издеваясь над всем тем, что чрезмерно регламентировано и бюрократизировано. Игнорирование законов вызывает сожаление, тем более что легализация издания дает немало преимуществ.
Условия регламентации следующие. Во-первых, номер ISSN. Каждое периодическое издание должно иметь номер ISSN - английская аббревиатура, означающая "международный стандартизированный идентификационный номер". Такой номер позволяет идентифицировать газету во всем мире; отнести ее к тому или иному классификационному типу и упорядочить ее хранение; его присваивают в Национальной библиотеке по получении экземпляра первого номера газеты, на котором будет сделана пометка: "ISSN присвоен". Адрес Национальной библиотеки: SNEPS, 2 rue Vivienne, 75084 Paris Cedex 02.
Во-вторых, регистрация в Паритетной комиссии газет и публикаций, расположенной по адресу: 69 rue de Varenne, 75007 Paris. Получение регистрационного номера в этой комиссии позволяет газете пользоваться льготными почтовыми тарифами, некоторыми налоговыми льготами, а также покупать бумагу по более низким ценам. Чтобы присвоить регистрационный номер, комиссия проверяет, отвечает ли газета определенному набору критериев, касающихся содержания ("общий интерес", соотношение между количеством редакционных материалов и рекламой, объем которой не должен превышать двух третей от общей площади издания и т.п.). На первой странице газеты обязательно должно быть указано следующее: название газеты, дата выпуска, номер выпуска, цена, имя ответственного лица, номер ISSN, регистрационный номер в Паритетной комиссии газет и публикаций. Практически все школьные и лицейские газеты выходят, пренебрегая этими формальностями, что ведет к маргинализации детско-юношеской прессы.

ОФОРМЛЕНИЕ И ПОДАЧА МАТЕРИАЛА

Газета не может существовать без читателей… Работа редакции должна выстраиваться вокруг главной задачи: привлечь и удержать максимально возможную аудиторию. Журналист - это своего рода архитектор или режиссер информации. Но так же, как архитектор или режиссер не создают одинаковые здания или фильмы, журналисты, хотя и придерживаются некоторых общих правил, все же производят продукцию, имеющую свое собственное лицо.

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

"Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" - именно такими вопросами начинается каждое редакционное собрание как в печатной прессе, так и на радио и телевидении. Ответы будут различаться в зависимости от общей направленности издания и от того, как представляет себе редакция ожидания аудитории. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо драматичное и яркое событие; рассказать о решении администрации, властей, которое может возыметь прямые последствия на жизнь читателей. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка.
Итак, первая полоса газеты - это ее витрина.
ВЕРСТКА

Закончив разработку первой полосы, редакция должна организовать верстку остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.), каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.
Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть. Очевидно, структура материала будет различна в каждом конкретном случае: отчет о деятельности совета класса не может быть написан точно так же, как и репортаж о матче по регби. Но общее правило одинаково во всех случаях: информация должна быть подана так, чтобы возбудить желание приобрести газету.

ЖУРНАЛИСТСКИЕ ЖАНРЫ И СТИЛЬ

В газете разная информация не может быть представлена одним и тем же способом. В момент написания статьи у журналиста есть выбор, который схематически сводится к трем основным типам подачи информации: подавать материал сжато, обобщенно и объективно; сопровождать материал пояснениями; дать свою интерпретацию, выражая лишь свое собственное мнение. Каждый из перечисленных типов подачи материала может служить критерием для различения журналистских жанров.
- Если информация подается сжато и объективно, то материал принимает вид информационного сообщения, репортажа, отчета или, возможно, интервью.
- Если информация сопровождается пояснениями, то речь идет об анализе, комментарии или журналистском расследовании.
- Если информация будет сопровождаться оценками, то журналист пишет, в зависимости от ситуации, критическую статью, редакционную статью (ее обычно пишет руководитель газеты, главный редактор), заметку (коротенькую статью, иногда - в рамке, в которой говорится о каком-нибудь актуальном событии, часто в юмористической форме) или хронику (статьи в регулярно выходящей рубрике, которые подписываются, как правило, одним и тем же именем). Журналистский стиль происходит из той же идеи, что и стиль рекламный: привлечь и удержать внимание читателя, например, удивить или позабавить его.
Осознание эффективности журналистского стиля, необходимости писать для своего читателя - хорошее средство понять противоречия прессы.

Жак ГОННЕ

Пресса в школе: формирование активной гражданской позиции

Для чего нужна пресса в школе? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего спросим себя: а зачем вообще нужна школа? Когда школьники задают вопросы учителям, а те все время отвечают: "Это не входит в программу", вспоминается изречение Ивана Иллича о том, что школа вообще ни для чего не годится. В настоящий момент необходимо, чтобы школа была в состоянии воспринимать вопросы подрастающего поколения. Основная масса таких вопросов появляется после просмотра, прослушивания, прочтения журналистских новостей. У ребят возникают вопросы, потому что они слушают и видят сообщения о событиях, ежедневно происходящих в своей стране и во всем мире.
И это совсем не просто, будучи учителем, обсуждать те или иные события общественной жизни, так как при этом необходимо иметь свою четко выраженную позицию. К тому же по отношению к новостям учителя находятся в той же ситуации, что и сами школьники: и те, и другие узнают о происходящем через средства массовой информации, и это обязывает педагога учитывать самый широкий спектр проблем и вопросов, которые ставит современность. Узнавая о событиях в мире одновременно со своими учениками, учитель не имеет времени тщательно подготовиться и интерпретировать новости на уроке, но это не означает, что нельзя выработать методику работы в такой ситуации. Будучи на месте учителя, я поступил бы следующим образом: прежде всего, я бы попытался определить, где и когда происходит или происходило данное событие, а затем обратился бы к первоисточникам. Таким образом; была бы вскрыта предыстория этого события, эти поиски были бы предприняты для того, чтобы осмыслить его, разобраться в нем. Это удобный методический прием, который, кстати, касается не только работы с прессой. Отличие обнаруживается в том. Что основное время затрачивается на работу с документами, представляющими часто прямо противоположные авторские позиции по отношению к одному и тоже же событию. Но в условиях демократии существуют позиции разных социальных слоев и политических группировок, своего рода "идейных семейств", о существовании которых необходимо знать и к которым необходимо знать и к которым необходимо относиться с должным уважением. Чтобы работа действительно была интересной, в любой педагогической ситуации следует принимать во внимание ту манеру, в которой каждый такой слой, каждая такая группировка выражает свой подход к рассматриваемой проблеме, и учитывать. Что существует значительное число вариантов в трактовки информации. Это направление для нас наиболее важно: оно идет от взрослого к ребенку. Но информация может двигаться и в противоположном направлении. И оба эти аспекта неразделимы. Например, в городе Сарла один учитель вывесил в классе специальную доску, куда его ученики - возраста 6-7 лет - каждое утро должны были записывать информацию, которая на их взгляд является самой важной. И вот однажды на доске появились рядом две заметки, первая: "Сегодня во Францию приезжает Папа Римский", а под ней: "У четырех ребят нашего класса выпали зубы." Для нас, взрослых, вторая заметка абсолютно не неинформативна, а для детей - разве она не имеет значения?
Слишком глубокая в школе привычка отстраняться от всего богатства тех происшествий, событий, которыми живут и которые приносят в школу дети. И вызывает большую обеспокоенность то общество, которое отстраняется от детей, как впрочем, и от своих более старших сограждан - оно становится катастрофически редуцированным! Ведь любая информация - это богатство, это то, что обуславливает прогресс. Побочным следствием работы с информацией может быть изменение, эволюция школьных дисциплин.
Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Однако любая и тем более школьная газета, может иногда и раздражать. Представьте себе, что подростки критикуют школьную столовую. Первая реакция директора школы - занять оборонительную позицию. Но ведь подростки могут не просто критиковать, но и внести свои предложения для решения проблемы. Подобный случай произошел в одном из лицеев Ниццы, где ребята задались вопросом, почему в июне им дают апельсины, которые с февраля хранились в холодильнике, в то время как в это время года в их местности они могли бы получать прекрасные свежие фрукты. Вот уже самом деле достойный вопрос!
Следовательно, пресса в школе играет ту же роль обмена мнениями, дебатов, что и пресса в обществе. Но кроме того, она выполняет также и образовательную функцию, так как заставляет соревноваться между собой два разных "средства информации": учителей и прессу. Ее цель - дать в руки подрастающего поколения средства, позволяющие определить свое место в окружаю0ем мире, познать самих себя, выработать необходимые навыки - например, определить, кем подписана статья, как она написана, как интерпретирована информация, кому принадлежит газета и т.п. Эти действия позволят составить собственное мнение, они же обеспечивают и разнообразие мнений. Отсюда происходит убежденность, что и в самом деле можно принимать полноценное участие как в жизни общества, так и в жизни школы.

В двадцатые годы Януш Корчак написал работу, озаглавленную "О школьной газете". В отличие от Френе, который придавал большое значение типографии и распространению идей, Корчак объясняет свою страсть к школьной газете самим процессом ее создания: прежде всего его интересует, кто отбирает статьи для публикации и почему, на каком основании. Возможно, статьи дополняют друг друга своими подходами. Разнообразие статей помогает организовать деятельность в демократической форме, даже если это и не так уж просто. Главное - каждый участвует в достижении поставленных целей. Успех будет заключаться в том. Что выработается активная гражданская позиция.
Настоящая проблема возникает тогда, когда наблюдается реакция типа: "Во всех газетах говорят одно и то же" или "Мне незачем идти голосовать", и как следствие, возникает уход от реальности, потеря интереса к общественной жизни.
Понимать информацию и участвовать в процессе создания информации - два взаимодополняющих аспекта. И то, и другое требует умения интерпретировать событие, сообщение, то есть освоения процесса обработки информации. Содержание и форма здесь взаимосвязаны.
Учителя должны осознать ту ответственность, которую они несут, имея дело с информацией - все нюансы. Все тонкости должны быть учтены. Рассмотрим пример: какие-то события происходят в Зимбабве. Задаются вопросы, можно собрать специальное досье по материалам прессы - оно составляются из сообщений, полученных из разных источников информации (печатная пресса, радио, телевидение, телекс, информационные агентства). С помощью такой подборки можно рассмотреть разные грани информации. Через некоторое время, скажем, через неделю можно обнаружить новые нюансы в подаче информации. Интересно следить за развитием событий, соблюдая, однако, некоторую дистанцию и по возможности удерживая во внимании все разнообразие подходов. В случае с Зимбабве можно уверенно сказать, что информация о событии будет носить менее полемичный характер, чем если бы обсуждались какие-нибудь социальные явления в своей стране.
Таким образом, мы быстро пришли к вопросу о том, до какой степени стоит внедряться в обсуждение отечественной деятельности. Это может быть воспринято как вызов: может ли школа позволить себе обсуждать социально-политические новости? Да, но осторожно, особыми методами и с определенными гарантиями. Мне кажется, принципиально невозможно не касаться событий, происходящих в своей стране. Иначе вообще отрицается жизнь. Тем, кто утверждает, что основная задача школы - преподавать классику, я бы ответил: читать классическую литературу - значит интересоваться сегодняшней жизнью, современностью. Разрыв с ней был бы искусственным. Учитель старается дать ученикам все. Что от может, прекрасно зная при этом, что у них всегда найдутся вопросы, над которыми они раньше никогда не задумывались. Такая игра способствует развитию не только ученика, но и самого учителя. Они - в равном положении, они партнеры.
Если я написал сочинение, показал учителю, а тот просто исправил мои ошибки и поставил отметку, то я кладу свою работу в портфель и с жалким видом ухожу. Но если я знаю, что написанное мою будет размножено в пятистах экземплярах и распространено, проблема поворачивается другой стороной: я попрошу учителя объяснить мне мои ошибки, посоветовать в плане выбора формулировок, синтаксиса. Это совершенно новый тип взаимоотношений. Обучение в условиях ответственности за опубликованное слово - аспект фундаментальный. Приведу такой пример. В пригороде Гренобля несколько лет тому назад один учитель начальных классов организовал выпуск небольшой школьной газеты, используя коллективный подход. Однажды один из учеников написал статью об одном бродяге этого городка, статью довольно злую, но в то же время не лишенную юмора. Но когда ее решили опубликовать в газете, один из ребят сказал: "Осторожно! Мы выпускаем 200 экземпляров, статью повсюду будут читать, и он, может быть, прочтет ее, а потом его мать тоже живет в нашем городе, она тоже может прочитать... Разве нет чего-нибудь другого, о чем можно было бы написать?" Дети решили ее не публиковать. И это совсем другое дело, нежели теоретические рассуждения по поводу консенсуса.
Но до каких пределов я могу брать на себя ответственность за свои мысли? В конце концов, существуют такие вещи, которые можно обсудить с кем-нибудь на пару, но стоит ли говорить об этих вещах публично? Если я говорю перед микрофоном, это означает, что я обязан отвечать за свои слова. И если сегодня вечером я осознаю опасность и риск последствий за сказанное, тем хуже будет для меня, я должен точно знать, до каких пор можно позволять себе откровенничать.
И именно по этой причине школьная самодеятельная пресса и работа со "взрослой" прессой полностью взаимосвязаны, в противном случае все это - не более чем обычная умственная работа, абстрактные знания без выхода в социальное измерение. Без воспитания гражданина. Часто сам факт знакомства и работы со взрослой прессой приводит ребят к мысли о создании собственной газеты, и наоборот, школьники, издающие свою газету, часто пытаются постичь взрослую прессу. Результат - осознание себя в активной позиции по отношению к прессе, гражданская активность в своем ближайшем социальном окружении.

[назад]

© ЮНПРЕСС 2001-2014
Разработка: ЮНПРЕСС
Главный консультант: Александр Школьник
Техническая поддержка: Михаил Пьяных
Дизайн и веб-мастеринг: Наталья Жукова
Использование материалов портала разрешается с активной ссылкой на Мультипортал ЮНПРЕСС
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № 77-4390 от 19.02.2001 г. Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.
Нарушение законодательства РФ о СМИ влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ
The present Certificate is given according to the Law of the Russian Federation from December, 27, 1991 аbout mass media.
Infringement of the legislation of the Russian Federation about mass media attracts criminal, administrative, disciplinary or other responsibility according to the legislation of the Russian Federation.