Официальный сайт Молодежного Творческого объединения ЮНПРЕСС и Лиги юных журналистов Российской Федерации
Мультипортал ЮНПРЕСС создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
О портале | О ЮНПРЕСС | YNPRESS | О Лиге юных журналистов РФ | League of young journalists of Russia
:: Скачайте
Download RealPlayer Для просмотра видеопрограмм и прослушивания аудиофайлов портала скачайте эту бесплатную программу.
:: Наш опрос
Чья информация сегодня полезна и актуальна для тебя?
от друзей
от родителей
из ТВ и радио
из интернета
из газет и журналов
я сам(а) информация!
:: Рассылка
Новостная лента ЮНПРЕСС
Подписаться на рассылку:
:: Наши партнеры
Мощные компьютерные технологии Всероссийский детский центр ОРЛЁНОК Джинсовые мальчики -полная история любви и разочарования, создания и разрушения! Международный фестиваль юношеских СМИ 'Волжские встречи' Компания Kodak

Искать кино


:: Рейтингование
Rambler's Top100
Rambler's Top100
ђ ббл«Є  'Ќ®ў®бв­ п «Ґ­в  ћЌЏђ…‘‘' AllBest.Ru
:: Наша кнопка
Мультипортал ЮНПРЕСС - молодежное информационное пространство
Если наш сайт Вам понравился, и вы хотите разместить нашу кнопку у себя на странице, код кнопки выглядит следующим образом:
www.ynpress.ru » Методбиблиотека ЮНПРЕСС »

Якушина Е.В.

Подростки в Интернете

Подростки в Интернете:   Специфика информационного взаимодействия

 

Введение . 1

Цели использования . 1

Мотивация . 2

Базовый уровень . 3

Информация в Сети . 4

Образовательный потенциал . 5

Достоверность информации . 6

Форма подачи . 6

Работа с информацией . 7

Роль преподавателя . 8

Индивидуальный подход . 8

Таблица № 1. Подгруппы  подростков . 10

Возможности использования . 10

Медиаобразовательные умения . 11

Направления использования . 13

Представление информации . 14

Перспективы использования . 15

Литература . 16

Введение

Интернет все больше и больше проникает в нашу повседневную жизнь. Рост числа находящихся в индивидуальном пользовании   компьютеров   с одновременным   повышением  их мощности,  расширение   и  увеличение  пропускной способности каналов  связи,   увеличение  объема  информации, в том числе и образовательного характера, создание программных   продуктов, облегчающих ее поиск и получение,   делают  Интернет  неотъемлемым   фактором информационного взаимодействия. В связи с тем, что в число потенциальных пользователей Сети включаются школьники подросткового возраста, требуется уделять большое внимание использованию Интернета как глобального источника информации в школьной и внешкольной деятельности учащихся и  средства для использованию новых информационных технологий.  

Цели использования

Подросткам предоставляется возможность пользоваться Сетью дома, в различных компьютерных клубах, в Интернет-кафе. Постепенно к Интернету подключаются общеобразовательные школы, в которых учащиеся могут работать в Сети не только на уроках, под наблюдением учителя, но и самостоятельно, на переменах, после уроков. Каким образом и с какой целью подростки используют Интернет? Цели весьма различны. Во-первых они испытывают потребность в общении со сверстниками, во множестве контактов, новых знакомств, возможности обмениваться информацией. Эту потребность они реализуют через так называемые «чаты», или разговоры текстом через Интернет, различного типа гостевые книги и доски объявлений и электронную почту. Многих привлекает возможность общаться от разных лиц (бесплатные электронные адрес можно зарегистрировать на любую вымышленную фамилию и имя), многие подростки компенсируют в Интернете недостаток общения в повседневной жизни, используют Сеть как способ самоутверждения.

Во-вторых Интернет позволяет подросткам получать информацию которую они хотят получить, а не то, что им навязывают средства массовой информации, к которым постепенно они все больше и больше утрачивают доверие. Степень доверия к информации представленной в Сети несколько выше, так как там они могут найти намного больше информации по одному и  тому же вопросу. Насколько они эту информацию воспримут, уже будет зависит от того, обучен или не обучены подростки аналитической работе с информации, обладают ли критическим мышлением, медиаобразовательными умениями работы с информацией.

Мотивация

Увлечения,   сильные, часто сменяющие друг друга характерны для подросткового возраста (6, с. 150). Они служат мотивом, стимулом действия. По результатам наблюдений за подростками, увлеченными работой в   сети Интернет, можно сделать вывод, что в начале их работа носит в основном информативно-коммуникативный характер. Сначала мотив - жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки. Потом - потребность в легком общении со сверстниками, во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться. Подростки стремятся получить как можно больше новой информации, не пытаясь ее критически переработать, просматривают “все подряд”, лишь некоторые из школьников задерживаются на чем-то, более интересующем их. Интернет привлекает подростков богатством красок, мультимедийными возможностями, оперативным поиском интересующей их информации (о любимых музыкальных группах, музыкантах, футбольных командах, различных городах и странах, о домашних животных, о жизни других подростков). Разброс поиска очень велик, информация ищется довольно спонтанно (вошел-передумал). Они с удовольствием просматривают школьные странички, что также является одним из мотивов работы в Интернете: жизнь школьников-сверстников интересует подростков больше, чем жизнь взрослых.

Одним из мотивов активной работы в Интернет можно назвать юношескую ориентацию на большие достижения в жизни - эгоцентрические увлечения - средство демонстрации своих успехов, лидерство. Подростки не только ищут интересующую их информацию, но и желают представить в Интернет информацию о  себе и своих школах, увидеть результат своей работы и показать друзьям с помощью приемов работы с HTML  - языком представления информации в WEB.

Говоря о мотивации работы подростков в Сети, нельзя не отметить тот факт, что сами учащиеся в большинстве своем сознают, что овладение вышеперечисленными умениями и навыками очень поможет им в дальнейшей жизни: в продолжении образования и последующей профессиональной деятельности. В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности и увеличением доли информационного сектора в экономике нарастает необходимость готовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации. Это, конечно же,  включает в себя освоение средств информатизации и информационных технологий.

Базовый уровень

Исследования показали (11), что подростки, использующие Интернет, очень сильно различаются по уровню общей подготовки и степени мотивации к работе в Сети. В основном все уже имеют базовые умения работы с компьютером, умеют работать в операционной среде Windows . Так как все программы этой среды устроены по одному и тому же принципу, дети быстро овладевают работой с сетевыми программами.

Но освоить инструментарий это только одна сторона вопроса. Гораздо сложнее сформировать общеучебные и общекультурные интеллектуальные навыки работы с информацией, которая предоставлена в Сети. В этом подросткам должен помочь преподаватель. Здесь имеется ввиду приобретение учащимися знаний о коммуникациях и средствах массовой информации, использование средств коммуникации для приобретения различных знаний и творческого самовыражения, оценку достоверности информации, развитие критического мышления,  соотнесение информации и знания, умение правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность.

Информация в Сети

С информацией какого рода сталкиваются подростки в Сети? Существует мнение, что в Интернет прослеживаются две тенденции наполнения Сети содержанием информации. Первая тенденция связана с тем, что Сеть удовлетворяет утилитарные, коммерческие подходы. Это популярные серверы для каждого желающего, служащие для развлечения и общения, а также различные электронные магазины и реклама. Предложение, в данном случае, формирует спрос.

Вторая тенденция связана с совершенствованием этой системы для профессиональных пользователей, образования и науки, представления Интернет как научного, образовательного информационного пространства. Преимущество Интернета здесь в том, что фактор языка, государственных границ существенно стирается - в одной и той же виртуальной программе могут участвовать и общаться дети и взрослые из разных стран.

В Интернете подростки пользуются в основном популярными серверами, получают новую информацию развлекательного характера, удовлетворяют свои личные информационные потребности, любознательность. Это служит высокой мотивацией к овладению техническими средствами, что, в свою очередь, очень важно для продолжения образования и профессиональной ориентации в дальнейшей жизни. Так, например, опираясь на коммуникативные потребности и высокую мотивацию к овладению техническими средствами для этого, можно обучить подростков работать с программами, используемыми для  пересылки электронных сообщений. Приемам работы с программами просмотра, а также с поисковыми системами, целесообразно обучать на интересующем их материале, например, показать, что можно извлечь полезного из темы “развлечения”. Овладев приемами работы в чатах, пусть на данном этапе только для развлечения, научившись этикету сетевого общения,  возможно перейти на более высокий уровень самосознания, социальной активности. У школьников появляется возможность участвовать в обсуждении той или иной темы в образовательных сетевых проектах и т.д..

Образовательный потенциал

Нельзя не отметить также роль образовательного потенциала Сети. Интернет можно использовать как для самообразования, так и для школьного и дополнительного образования. Образовательный потенциал напрямую связан с содержанием информации, находящейся в Интернете. Часть образовательной информации создается целенаправленно, различными научными и образовательными сообществами. Например [1]:

Проект “Школьный сектор”: веб-сайт

http://school-sector.relarn.ru ;

Российское школьное образование. Справочная информация: веб-сайты

 http://www.school.edu.ru;

http://www.educom.ru;

http://www.mschools.ru; http://www.unn.runnet.ru/rus/volgovyt/nizhnov/school/main.htm; http://tuba.sinor.ru/school; 

http://www.karelia.ru:8083/karelia/education;

http://www.nit.spb.su/koi8/index.html;

http://www.belti.msk.ru/vt/sch172;

http://62.76.21.53/school/project/ss.html;

http://www.kcn.ru/school/ru_index.htm;

Список ссылок на ВУЗы, библиотеки и прочая справочная информация для студентов и абитуриентов Сервер Российского Студенчества” : веб-сайт http://www.students.ru/;

Справочные материалы и базы данных по тематике образования. - Центр “Информика”: веб-сайт

http://www.informika.ru

Часть выполняется детьми в рамках образовательных проктов:

Образовательный веб-квест “Окно в Европу”:

http://school-sector.relarn.ru/web_quests/europe/Q_head.htm

Образовательный веб-квест “Земля-врач”:

http://school-sector.relarn.ru/web_quests/zemlja/ert.htm

Образовательный веб-квест “Тропами Горного Алтая или Колобок идет по следу”:

http://school-sector.relarn.ru/dckt/projects/webquest/index.htm

Образовательный веб-квест “Байкал-Квест”:

http://school-sector.relarn.ru/tanya/schoolweb/gimn1/webquest/index.htm

Образовательный веб-квест НИИ  "Чародейство и Волшебство”:

http://school-sector.relarn.ru/web_quests/Trenie_Quest/main.htm

Образовательный веб-квест  по химии: 

http://school-sector.relarn.ru/web_quests/Chemistry_Quest/index.html

Образовательный веб-квест “Подготовь планету к заселению”:

http://school-sector.relarn.ru/web_quests/Leon_Quest/Index1.html

Достоверность информации

Часть информации стихийно проникает в эту область. Достоверность этой информации - уникальный прецедент в истории, так как проверить ее часто не представляется возможным. На многих сайтах нет никаких данных об авторах, организациях, занимающихся разработкой и предоставлением информации, в отличие от книг, у которых всегда есть определенный автор, редактор, имеются выходные данные. Это является одной из проблем, решение которой  может частично взять на себя преподаватель, предупреждающий, что сведения, которые учащиеся могут получить через Сеть, не всегда будут надежными, объясняющими различия между достоверной информацией и информацией, предлагаемой в надежде продать тот или иной продукт. Сеть дает возможность найти любую информацию, но вместе с тем представляет опасность для распространения по всему миру лживых утверждений, мошенничества, или других негативов. Поскольку Сеть усиливает возможности человека осуществлять свои права или злоупотреблять ими, предполагается, что люди должны нести значительно большую ответственность за свои действия и за мир, который они создают (2, с. 20). Это также необходимо донести до сознания подростков.

Форма подачи

Вторая проблема - форма подачи информации. В настоящее время Всемирная Паутина W orld W ide W eb является наиболее динамично развивающейся службой Интернет, обретающей все новых и новых пользователей благодаря дружественному интерактивному   интерфейсу и гипертекстовому формату представления информации (HTML). Этот формат позволяет существовать в одном документе текстовой, и мультимедийной информации. Слова в одном документе могут быть "привязаны" к другим документам, находящимся на другом конце земного шара, либо к графическим иллюстрациям. Изображения, видео, ссылки на WEB-сайты, даже беседы-чаты могут  сопровождаться видеоизображениями в режиме реального времени. Всемирная Информационная Паутина стала доступной самым широким слоям пользователей, интерес к ней побил все рекорды увлечения людей технологическими новинками. Это положительная сторона вопроса. Проблема же заключается в том, что образность,  как специфичность формы подачи информации в Интернет, может быть вырвана из общего образовательного контекста, что часто не дает  знания и понимания. После простого наблюдения за образами появляются разрозненные факты, эмоциональные отклики и отдельные звуки, которые не имеют никакой структуры. В отличие от книги, которая заставляет думать, преобразовать слова в идеи и доводы, служит для изменения модели видения мира, при   мультимедийной подаче информации возникает трудность формулирования того, что представлено. (2, с. 136).

В связи с этими тенденциями необходимо научить детей совмещать работу в Сети с другими видами познавательной активности. Только в этом случае образовательный потенциал Сети может быть использован полностью.

Работа с информацией

Образовательный   потенциал раскрывается не только в том, что Интернет является источником образовательной информации, но и в том, что выступает как средство, инструмент для ее поиска, переработки, представления. Овладение знаниями и умениями в использовании современных интерактивных информационных технологий Интернет (работа на компьютере, освоение программ, необходимых для поиска и переработки информации, общения и самовыражения, медиаобразовательные умения - находить, готовить, передавать, принимать и перерабатывать информацию, развитие  критического мышления,   умения понимать скрытый смысл того или иного сообщения) необходимо для решения познавательных, деловых, производственных, образовательных и других проблем. Интернет, как и любая технология, должна помогать человеку в преодолении его конкретных проблем и решении конкретных задач. Работа с информацией и средствами становится главным содержанием профессиональной деятельности в информационном обществе, необходимым компонентом информационной культуры (1, 69), ведущая роль в формировании которой отводится преподавателю.

Роль преподавателя

Таким образом, в обучении работе в Сети для процесса освоения восприятия информации большое значение имеет живая речь преподавателя, которую трудно заменить чем-то другим. Конечно же существуют различные типы дистанционного обучения, в которых направляющую роль играют виртуальные преподаватели (тьюторы), но   даже в  них часто участвуют очные учителя, интегрируя очное и дистанционное обучение (7, с. 319).

Внимание учеников, степень освоения ими технологий и уровня полученный знаний зависит от умения учителя организовать занятие. Для правильной организации любого вида деятельности, в том числе и работы в Сети, требуется установить, что главное, а что   второстепенное, отдав предпочтение главному; поставить конкретные задачи; определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения;  учесть следующие факторы: осмысленность и содержательность деятельности учащихся; активизация мыслительной деятельности; указание на возможные ошибки и контроль исполнения. Чтобы повысить организацию внимания и восприятия при работе в Сети, необходимо использовать  фактор новизны и возможность личной интерпретации, которая привлечет внимание обучаемых и создаст соответствующую теме эмоциональную насыщенность занятия. Работа на занятии должна предусматривать наличие обратной связи. Обратная связь может обеспечиваться контролем со стороны учителя или самоконтролем учащихся. Потребность в обратной связи определяется степенью трудности изучаемого (8). Чтобы достичь эффективности восприятия учитель должен употреблять слова, соответствующие той модели мира, которая пока имеется у учащихся. Кроме того, надо уделять внимание тому, чтобы учащиеся правильно называли все, что изучают на занятиях. Именно это формирует культуру речи, а значит - и культуру восприятия, информационную культуру.

Индивидуальный подход

Но самым важным при введении подростков в среду Интернет является индивидуальный подход, соответствие индивидуальным и психологическим возможностям ученика, а также сохранение интерактивного режима работы ребенка в Сети. Мы рассматриваем Интернет как интерактивную систему. Под интерактивностью в данном случае мы понимаем “возможность пользователя активно взаимодействовать с носителем информации, по своему усмотрению осуществлять ее отбор, менять темп подачи и др.” (3, с.4). Интернет предоставляет учащимся возможность свободного перемещения по информационному пространству и дает определенную свободу выбора действий по поиску и обработке и представлению информации. Это, в свою очередь, является положительной мотивацией к интерактивному взаимодействию с информацией.

В концепции содержания обучения информатике в 12-летней школе (5) отмечается, что осуществление непрерывного образования немыслимо без усиления роли принципа индивидуализации обучения, реализации индивидуальных «образовательных траекторий» для обучаемых, которые могут быть осуществлены в практике обучения только на основе средств информационных технологий. Непрерывное образование предполагает увеличение продолжительности и значимости этапов самообразования в общей системе образования человека. В условиях развития самообразования неизбежно возрастает роль средств обучения в технологиях обучения, особое значение приобретут средства информационных и телекоммуникационных технологий обучения, овладение которыми станет одной из основных задач изучения информатики в школе.

Индивидуальный подход также необходим в связи с тем, что Сеть стирает все границы – не только территориальные и языковые, но и возрастные. Подросток может заниматься вопросами ядерной физики в телеконференции наравне со взрослыми людьми, а взрослый может играть в сетевую игру с детьми, находясь на их уровне. Наблюдения показали, что подростки, обладая примерно одним и тем же базовым комплектом умений работы с компьютером, попадают на совершенно различные этапы пользования Сетью, одни сразу же становятся «продвинутыми пользователями», легко восполняя пробелы с помощью дополнительного обучения, другие «тормозят» на использовании какого-то одного ресурса, скажем ISQ,  третьих вообще слабо увлекает работа в Сети и они с трудом разбираются в простых заданиях по поиску необходимой информации. Подростков-пользователей Сети можно разбить примерно на четыре группы (таблица № 1), характеризующиеся общим характером обучаемости, уровнем медиаобразовательных умений, а также степенью мотивации и предусмотреть индивидуальную работу с каждой группой.

Таб. № 1. Подгруппы  

Группы

1 группа (А)

2 группа (В)

3 группа (С)

4 группа ( D)

Мотивация

Заниженный уровень мотивации, подражательство другим подросткам из группы

Мотивация на использования сети для удовлетворения личных информационных потребностей, развлечение

Мотивация на использования сети для удовлетворения личных инф. потребностей, развлечение, самоутверждение

Мотивация на использования сети для удовлетв. личных инф. потребностей, образования, самоутверждение

 

Интересы

Неустойчивый интерес

Устойчивый интерес

Широта интересов

Широта интересов

 

МО умения

Недостаток МО умений

Средний уровень МО умений, их перенос, эффект «Информационного кокона» [2]

 

Высокий уровень МО умений, их перенос

Высокий уровень МО умений, их перенос

Коррекция, индивидуальный

подход

Формирование интереса, образовательной мотивации, МО умений

Формирование МО умений, образов. мотивации, расширение круга тем, акцент на образовательный потенциал Сети

Акцент на образов. потенциал Сети, содержательный аспект информации, образовательную мотивацию

Акцент на содержательный аспект информации. Привлечение к помощи подросткам из других локальных групп

 

Возможности использования

Чем больше интеллектуальных умений приобрел человек, тем лучше он ориентируется в Интернет. Используя Интернет в качестве инструмента, учащиеся могут применять его для достижения целей, которые ранее не ставились, в различных формах обучения  -   дистанционном обучении, проектной и другой деятельности. Появляется возможность интеллектуального развития школьников и их социально-психологической адаптации к условиям окружающей среды, в которой   роль инструментария  при информационном взаимодействии возрастает.

Во-первых, для того чтобы работать с информацией, учащиеся должны приобрести необходимые пользовательские умения для работы в Сети. Во-вторых, в связи с большим объемом информации в Интернет у начинающих пользователей  возникает проблема целеполагания информационного поиска.

Интерфейс поисковой системы и каталога отвечает всем условиям обеспечения интерактивности. Это комфортность работы, простота управления системой и обучения работе с ней. Ученик выбирает ту информацию, которая понятна ему (он обладает некоторым предварительным объемом знаний из этой области науки, а также черпает новые знания из полученной информации). Тем не менее, так как в полученном с помощью поисковых систем и каталогов материале   внутренняя структура недостаточна, необходимо знать, как с этими серверами работать, чтобы не просматривать в поисках нужной информации тысячи страниц, перечисленных сервером в ответ на запрос. Поэтому возникает необходимость специального обучения начинающих пользователей работе с поисковыми системами для облегчения процесса ориентирования в Сети, правилам построения запроса, подбора ключевых слов и т.д. (9, с. 51; 10).  При работе с каталогами - проведение аналогии с использованием уже имеющихся у них знаний по работе с библиотечными каталогами, разделами печатных справочников и т.д. Не менее важны интеллектуальные умения работы с информацией различного вида: критический отбор, аналитическое осмысление, интерпретация и т.д. Роль преподавателя в решении возникших проблем сводится к формированию медиаобразовательных умений, обучению  умениям переноса интеллектуальных знаний, и приемам оптимизации выбора наиболее подходящего способа решения задач.

Интерактивные возможности Интернета как информационного источника и способа поиска информации   показывают пути решения познавательных и практических задач обучения с его помощью.

Медиаобразовательные умения

Обращая внимание на проблемы, выявившиеся в процессе наблюдения за процессом информационного взаимодействия подростков и сети Интернет, а также  следуя установке Проекта стандарта медиаобразования, в том, что “учащиеся, завершившие  начальное общее и общее  среднее образования должны уметь целенаправленно искать информацию, грамотно ее интерпретировать, а также иметь представление об инструментарии подготовки, передачи и получения информации и первоначальные умения работы с  этим  инструментарием” (4, с. 29),  можно заключить, что Интернет, выступающий как инструмент (средство) получения информации и ее преобразования обеспечивает не только источниковую сторону, но и процессуальную, что входит в одну из задач медиаобразования.

Исходя из этого, мы представляем медиаобразовательные умения, показывающие готовность школьника к дальнейшей работе с информацией в Интернете и жизни в высокотехнологическом обществе:

·       умение пользоваться компьютером, информационными ресурсами Сети, программными средствами (IE, OE и т.д.);

·       пользоваться поисковыми системами и каталогами;

·       целенаправленно находить нужную информацию;

·       понимание адресной направленности информации, критическое осмысление ее, формирование и обоснование альтернативных взглядов, интерпретация информации;

·       умения сохранять и использовать информацию в повседневной жизни,

·       перерабатывать и представлять информацию.

Если человек обладает всеми перечисленными выше умениями, то он работает в Сети осознанно а не спонтанно,  полнее раскрывая образовательный потенциал Интернета. В таком случае медиаобразование сталкивается с новыми видами проблем, связанных с работой в Сети и гипертекстовыми средами обучения и выступает как один из способов индивидуальной информационной защиты. Подростки так или иначе будут встречаться в Сети с информацией совершенно различного характера, как позитивной, так и негативной. Даже если и не ищут специально, то натыкаются по ошибке. Если подростки достаточно подготовлены, чтобы самим разобраться, если они обладают медиаобразовательными умениями, то они могут сами защитить себя от темной стороны Интернета. В данном случае в связи со свободным течением информации через Интернет возрастает ответственность медиапедагогов при обучении инструментальным и медиаобразовательным навыкам деятельности, которые поднимают человека на более высокий уровень информационных и интеллектуальных возможностей.

Овладев необходимыми интеллектуальными умениями подростки смогут перейти на осознанный, пользовательский этап работы в Сети. Он характеризуется высокой мотивацией поиска, интерпретации и представления информации. Для него характерно целенаправленное использование компьютерной Сети и ее информационных ресурсов в соответствии с образовательными целями и задачами. Как было замечено выше,   некоторые учащиеся имеют настолько высокий уровень  умений, что “попадают” сразу на пользовательский этап работы. При этом у них часто возникают те или иные вопросы. При отсутствии необходимых знаний, они обращаются за помощью к преподавателю (или преподаватель сам корректирует их работу) для восполнения существующих пробелов, подтверждая тем самым необходимость индивидуального подхода к обучению работе в Сети и направляющей деятельности преподавателя.

Направления использования

Направления использования сети Интернет подростками на пользовательском этапе следующие:

·         общее развитие;

·         поиск учебной информации;

·         учебно-образовательные проекты, общение;

·         самостоятельное представление информации;

·         поиск нужных компьютерных программ;

·         выбор дальнейшего образования, профориентация.

На данном этапе продолжает развиваться критическое мышление, учащиеся начинают более грамотно интерпретировать информацию, выделяя среди большого объема наиболее полезную и нужную для общего образования человека, подростки стараются наполнить интересным познавательным содержанием свои страницы. Стирается языковой барьер, развиваются коммуникативные умения, появляется мотивация для более тщательного изучения языка, межкультурного и межнационального взаимодействия с людьми из разных концов земного шара. Наблюдается выход из информационного “кокона” - подростки чаще начинают интересоваться проблемами социального плана (участие в проектах, телеконференциях, чатах, посвященных вопросам права, экологии, отражение этого на самостоятельно созданных сайтах и т.д.).

Для повышения эффективности использования подростками Сети необходимо ставить конкретные задачи для поиска информации к различным учебным предметам в Интернете. Также поиск информации будет способствовать достижению образовательных целей в том случае, если подросток, обучившись приемам, самостоятельно станет использовать Интернет как инструмент для получения учебной информации. Подростки самостоятельно приходят к тому, что, овладев определенными информационными умениями, они могут перейти на новый, более осознанный уровень. К примеру, им не дают конкретных заданий найти какой-либо материал (например, для реферата по Византии) в Интернет, а они ищут его именно в Сети, используя возможность широкого выбора той информации, которую они считают нужной для своего реферата. Они не пользуются готовыми рефератами, представленными в многочисленных сетевых коллекциях рефератов, а аналитически подходят к подборке и интерпретации информации из различных источников. Подростки умеют работать в Интернет, искать информацию различными способами и представлять ее, и им настолько это нравится, что они готовы применять их в полезных, с точки зрения образования, целях. Исходя из этого, парадоксальная ситуация в том, что подростки овладели умениями, которые гораздо шире по своим функциональным возможностям, чем их реальные потребности на уровне детского видения.

Представление информации

Как уже было замечено выше, подростки заинтересованы в представлении собственной информации в Сети. При предложении учащимся приемов изготовления веб-страниц должно учитываться то, что веб-дизайн это не цель, а средство, которое можно успешно применять в образовательных целях. Главным в создании веб-ресурсов является структурный и содержательный аспект. Страницы должны представлять интерес для всех пользователей Сети и иметь высокий уровень. Огромную роль здесь играет умение искать информацию для использования в своей деятельности и медиаобразовательные умения по взаимодействию с ней. То есть процессы поиска и предоставления информации тесно взаимосвязаны друг с другом.

Очень важно, чтобы подростки понимали, что «Сеть дает отдельным людям устрашающее могущество - возможность быть слышанным во всем мире, возможность найти информацию почти обо всем… вместе с возможностью распространить по всему миру лживые утверждения, раскрывать секреты своих друзей и незнакомцев находить потенциальную жертву для мошенничества, совращения несовершеннолетних или других домогательств» (2). Это говорит о том, что если Сеть усиливает возможности человека осуществлять свои права или злоупотреблять ими, предполагается, что люди должны нести значительно большую ответственность за свои действия и за мир, который они создают. Интересно высказывание одного школьника, ведущего собственный web-сайт, Алексея Александрова: “То, что в Интернет много мусора, не должно нас толкать на борьбу с ним, надо делать свое дело, а утилизация мусора - естественный процесс, как и образование перегноя в почве”.

Перспективы использования

Итак, подведем итог того, что может дать компьютерная сеть для образования подростков. Вне сомнения перспективы использования Интернет огромны. Назовем некоторые из них.

1.       Интеграция информации, полученной из сети Интернет в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений.

2.       Школьные сайты.  Сеть может связать учеников, родителей и учителей между собой. Например, в связи с занятостью родителей, можно всегда ввести их  в курсе дела школы, где учится их ребенок, с помощью школьного сайта, на котором отражена вся школьная жизнь, подростки смогут посещать какие-то занятия дистанционно, учителя узнавать о предстоящих педсоветах, вывешивать там информацию о проводимых конференциях и многое, многое другое. Школьные сайты должны быть по существу виртуальной школой. Это в значительной степени сможет облегчить выбор школы для ребенка – родителям не надо будет ездить по городу в поисках школы, а лишь познакомиться со школьным сервером и просмотреть сетевые рейтинговые службы различных типов, которые отражают качество обучения в школах, лицеях и гимназиях. Также школьные сайты -  это прекрасная возможность показать творческие способности учащихся, способ самореализации подростков.

3.       Возможность дистанционного обучения. На сегодняшний день дистанционное обучение может решать задачи очного обучения, дополнять его и интенсивно влиять на него, а также частично заменять очное обучение. Учащиеся могут учиться как в одной, так и сразу в нескольких дистанционных школах, получать дипломы или сертификаты по их окончанию. Такая форма образования позволяет учитывать индивидуальные психологические особенности подростков. Обучение подростков могут координировать как учителя, так и родители (7).

4.       Образовательные проекты. Подключение и использование Сети в разных городах, областях России позволит объединить  отечественные городские и сельские школы, образовательные учреждения других стран между собой для достижения единой образовательной цели, для контакта со специалистами в изучаемых областях.

 

Литература

1.      Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы. // Информатика и образование. - 1998. - № 6-8. - С. 39-50.

2.      Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета: Relase 2.0. /Пер с англ. - М.: Бизнес и компьютер, 1998. - 397 с.

3.      Зазнобина Л.С. Медиаобразование при обучении химии. //Химия в школе. - 1995. -   №2. - С. 3-7.

4.      Зазнобина Л.С. Проект стандарта медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования. - М., 1999.

5.       Концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе. // Информатика и образование. - 2000. - № 2. - С. 17-22.

6.       Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от 0 до 17 лет. - М.: РОУ, 1996. - С. 150.

7.      Хуторской А.В. Типы дистанционного обучения в 12-летней школе. // На пути к 12-летней школе: Сб. научных трудов. – М., 2000, с.

8.      Шардаков М.Н. Очерки психологии учения. – М.: Учпедгиз, 1951. – 200 с.

9.      Якушина Е.В. Интернет для школьника и начинающего пользователя. /Под ред. А.А. Журина. -М.: Аквариум, 1997. –256 с.

10.  Якушина Е.В. Изучаем Интернет. Делаем Web -страичку. -СПб.: Питер-пресс, 2000. –256 с.

11.  Якушина Е.В. Обучение подростков целенаправленному поиску информации и работе в сети Интернет //Сб. материалов научно-практической конференции молодых ученых “Педагогические технологии в средней общеобразовательной школе: проблемы и перспективы”. - М., 1999. - С. 65-69.



[1] Обзор образовательных ресурсов можно посмотреть по адресу http:// www. phis.org. ru/ education

[2] Эффект «отгораживания» от реального мира, подростки живут в информационном пространстве, которое им интересно

© ЮНПРЕСС 2001-2014
Разработка: ЮНПРЕСС
Главный консультант: Александр Школьник
Техническая поддержка: Михаил Пьяных
Дизайн и веб-мастеринг: Наталья Жукова
Использование материалов портала разрешается с активной ссылкой на Мультипортал ЮНПРЕСС
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № 77-4390 от 19.02.2001 г. Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.
Нарушение законодательства РФ о СМИ влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ
The present Certificate is given according to the Law of the Russian Federation from December, 27, 1991 аbout mass media.
Infringement of the legislation of the Russian Federation about mass media attracts criminal, administrative, disciplinary or other responsibility according to the legislation of the Russian Federation.